Замен трамваев на метровагоны

В мае нынешнего года отметил столетний юбилей Мытищинский
машиностроительный завод, известный сегодня также как АО
«Метровагонмаш». Пятьдесят последних лет — ровно половину своей вековой
трудовой биографии ММЗ выпускает самосвалы на шасси автомобилей ЗиЛ.

Итак, ровно век назад в подмосковном поселке Мытищи вступил в строй
действующих один из крупнейших вагоностроительных заводов России,
который принадлежал группе столичных промышленников во главе с С.
Мамонтовым. После национализации предприятие сохранило свой профиль, и
с 1926 по 1937 гг. включительно оно поставляло в трамвайные хозяйства
Советского Союза до 2000 вагонов ежегодно. В середине тридцатых годов
произошел первый крутой поворот в деятельности ММЗ: взамен трамваев
завод стал изготавливать метровагоны. Поворот следующий, случившийся
уже по окончании Великой Отечественной войны, опять-таки связан с
освоением нового типа продукции, на этот раз — автомобилей-самосвалов.

К производству машин этого типа ММЗ был подключен в 1947 году.
Совершенно не удивительно, что самосвальными кузовами решили
комплектовать грузовые автомобили столичного завода им. Сталина. Первые
спецкузова объемом 1,9 куб. м и грузоподъемностью 3 тонны с разгрузкой
назад устанавливали на шасси ЗиС-5. Чтобы не путать самосвал с базовым
грузовиком, ему присвоили собственный индекс — ЗиС-05. Кстати, в
отличие от массовых самосвалов довоенных лет выпуска (взять, к примеру,
тот же ГАЗ-410) ЗиС-05 уже оборудовался гидравлическим устройством
подъема кузова.

Однако уже год спустя производство «захара» свернули, и ММЗ стал
монтировать самосвальные кузова на шасси ЗиС-150. Грузоподъемность
ММЗ-585 возросла до 3,5 тонны, объем перевозимого груза возрос до 2,4
куб. м. Кроме того, в Мытищах наладили изготовление седельных тягачей
на базе «сто пятидесятого», а также прицепов к ним. ЗиС-150 и его
дальнейшее развитие — ЗиЛ-164 выпускались в общей сложности около
двадцати лет, пока на конвейер завода им. Лихачева не была поставлена
новая модель — ЗиЛ-130. Смена поколений произошла в 1964 году, но
ММЗ-585 служил верой и правдой еще не один десяток лет: последние
экземпляры этой машины можно было встретить на наших дорогах еще пару
лет назад!