Двухпалубные автобусы

В ноябре 1905 года в рамках ABO AG приступили к работе первые два
автобуса. Любопытно, что эти «лайнеры» уже были «двухпалубными»!
Небезынтересным оказывается и тот факт, что берлинские транспортники,
объединенные под флагом своего АО, проектировали и строили в те годы
автобусы собственными силами! Особенно примечательной была машина типа
RK образца 1916 года, названная по инициалам директора компании Роберта
Кауфмана. И если у первых омнибусов, как правило, верхняя «палуба» была
открытой, то в 1925 году увидели свет полностью крытые дабл-деккеры.
Десятилетие спустя появились трехосные «лайнеры» с алюминиевыми
кузовами, укомплектованные дизельной силовой установкой. Потом, правда,
вернулись к практике постройки кузовов из стали.

1929 год принес объединение всех транспортных компаний Берлина, а
именно: автобусной, трамвайной и метро — в единое муниципальное
предприятие под названием Berliner Verkehrs-Betriebe (BVG),
насчитывавшее в общей сложности около 5000 транспортных средств и 25
000 человек обслуживающего персонала. К финалу второй мировой войны
большая часть хозяйства BVG оказалась разрушенной, пригодными к
дальнейшей эксплуатации можно было считать лишь 18 автобусов. Правда,
надо отдать должное трудолюбивым и педантичным немцам — уже через 5
дней после объявления об окончании войны берлинский автобус
функционировал вновь!

После разделения Берлина на два независимых города оказалась расколотой
надвое и его транспортная система. В Восточном Берлине, в частности,
обслуживанием пасссажиров занималась компания Kombinat VEB Berliner
Verkehrsbetriebe (KBVB). Так продолжалось четыре десятилетия, пока 9
ноября 1989 года не пала пресловутая Берлинская стена. Уже практически
на следующий день автобусу было суждено соединить две части будущей
единой столицы Германии. Было заметно, насколько увеличился в эти
памятные для немцев дни пассажиропоток, особенно в центре города.
Накануне даже пришлось дополнительно привлечь для перевозок около 300
машин из других населенных пунктов страны и частных компаний.