При аварии с трамваем берегите челюсть

4 дорожно-транспортных происшествия произошло на дорогах в
минувшие выходные дни. Столько же человек пострадали в результате аварий.
В субботу водитель «Ниссана-Сафари» на улице Пушкинской сбил переходившего
дорогу мужчину, которого с ушибами головного мозга отправили в
нейрохирургическое отделение больницы. Еще 1 пешеход пострадал на следующий
день на улице Калинина, в пьяном состоянии попав под колеса автомобиля.
2 других ДТП зарегистрированы в результате столкновений транспортных средств.
Так, водитель «Тойоты-Короны» на улице Успенского в Советском районе не
справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, в результате
чего столкнулся с «УАЗом». Водителя госпитализировали в 1000-коечную больницу.
По такому же сценарию случилась авария 19 января на улице Светланской. Здесь
хозяйка «Тойоты-Марк-2» не удержала машину на своей полосе и ударилась о
встречный трамвай (на фото). Женщину отправили в больницу с сотрясением мозга
и переломом челюсти.

Что такое ощущать себя жителем большого города

Некоторые полагают, что в Татарстане таковых два — Казань и Челны, и даже говорят
о «двух столицах». На мой взгляд, последний есть не что иное, как
непомерно разросшийся рабочий поселок или, если угодно, заводской
район. Отдавая должное усилиям проектировщиков и властей, все же
видишь, как противоестественно создавать город на пустом месте.

Альметьевск по сравнению с Челнами выглядит захолустьем, но зато в нем
не чувствуешь себя потерявшимся. Улицы, чересчур тесные для
расплодившихся трамваев, выглядят соразмерными человеку. Большая часть
Казани тоже такова, что не подавляет масштабами, и даже в спальных
районах остается какая-то атмосфера домашности.

Ну а что же труднее всего в Казани для недавнего райцентровца? Пожалуй,
необходимость выбора. В Альметьевске все потребное для жизни имелось,
как правило, в одном экземпляре, редко — в двух. Здесь же даже проезд к
нужному месту возможен несколькими способами, и постоянно думаешь, что
тебе сейчас важнее: скорость, удобства или экономия. Или такое
нерадостное депо, как печение. Чувствуешь себя похуже, чем буриданов
осел, когда только врач предлагает на выбор две больницы, а знакомые
рекомендуют еще и третью, и четвертую… К многообразию добавляется еще
нехватка информации, ибо в большом городе трудно запомнить все нужные
точки. Поэтому карты и справочники для нового жителя Казани — просто
кладезь.

Столичность, как и провинциальность, вовсе не сводите я к величине
города. Наверно, столица — это город, в который людей тянет приезжать
не только на жительство, но прежде всего провести время. Однако в
отличие от курорта, в столице и жить приятно. Казань, при всех ее
контрастах, постепенно наполняется признаками столичности. В рамках
одной статьи трудно охватить столь обширную тему, поэтому хотелось бы
услышать и другие мнения, узнать впечатления тех, кто также побывал
горожанином разного масштаба. Поспорим!

Провинциальная жизнь

В этом городе я живу уже 500 дней. Не знаю, можно ли за такой срок
поднять экономику, но пораскинуть памятью и осмыслить новый этап своей
биографии вполне возможно.

Так уж получилось, что первые четыре десятилетия я прожил в одном и том
же райцентре. И переезд а Казань означал для меня не просто смену
адреса, но и смену самоощущения. Все знают — хотя бы понаслышке, — как
нелегко сельчанину адаптироваться к городской жизни. Не менее сложным
бывает переход к обитанию в хрупнем городе после небольшого.

Правда, мой опыт не вполне чистый — все же я пять пет учился в Москве,
и Казань долгое время воспринимал как провинцию. Зато я могу поэтому
оценить ее как бы с двух точек зрения — «из глубинки» и «из центра».
Что же бросается в глаза человеку, переселившемуся в Казань из
Альметьевска? Прежде всего то, как «сокращаются большие расстояния».
Альметьевск расположен на отшибе, добираться из него до столицы
республики 6 часов на автобусе. До Москвы — сутки в поезде, на который
садятся в Бугульме. Есть, правда, и своя станция, но через нее поезда
проходят редко.

Потому нельзя не оценить веси прелести казанского вокзала, приехать на
который проще простого, а утром всегда можно успеть на работу. И Москва
для казанца фактически ближе, чем Казань для альметьевца.

Зато передвижение внутри Казани провинциалу кажется поездкой в другой
город. С родным братом я стад видеться гораздо реже, поскольку живем в
разных концах столицы — а в Альметьевск он приезжал каждый месяц.
100-тысячный город нефтяников расположен компактно, и из любой его
точки можно выйти на окраину за четверть часа.

Впрочем, размер города — штука относительная. Если мои коллега,
проживший по распределению пару лет в Альметьевске, тяготился его
невеликостью, то другой приятель, командированный на неделю в Джалиль,
просто выл волком от тоски, ибо этот ПГТ состоял просто из нескольких
кварталов.

Дело даже не в величине моего родного города, а, скорее, в однообразии
его ландшафта. Бугульма или Чистопопь еще меньше, но гулять по ним —
одно удовольствие, особенно по последнему, где сохранился нетронутым
исторический центр. А в Альметьевске мне регулярно снился сон, будто бы
где-то на его окраине затерялись дома необычной постройки…

Жить в большом городе далее, это значит — каждый день сталкиваться с
незнакомыми людьми, чувствовать, как говорят психологи, анонимность.
Когда идешь по улицам Альметьевска — точнее, по главной улице имени
Ленина, ибо по другим там мало кто ходит, — постоянно встречаешь
приятелей, коллег, соседей, знакомых или просто примелькавшиеся лица.
Кому-то это нравится, мне же частенько хотелось оказаться там, где тебя
никто не узнает.

С другой стороны, можно и в Альметьевске жить десятилетиями и не
видеться друг с другом. Например, если вы работаете в разных ведомствах
и ходите на службу разными путями, то встреча с одноклассником может
стать полной неожиданностью. «Ты что, вернулся?» — «Да я и не уезжал
никуда!»

Работа и дом — вот жизненное пространство обитателя райцентра. Плюс
дача, которую здесь чаще называют садом-огородом. Средний альметьевец
отнюдь не больший обыватель, нежели средний казанец, но последний
волей-неволей втягивается в более широкий мир. Даже простая поездка в
трамвае дает ему солидную информацию, не говоря уж об эмоциях.