Октябрьская магистраль

Местом продажи билетов все в большей степени становятся, вместо касс,
электрички

Одно из нынешних направлений деятельности «Транскома» — закрытие или
перевод только на дневной (двенадцатичасовой, начиная с 8.00) режим
работы линейных пригородных билетных касс, производящееся в русле
общедорожной программы консервации малодеятельных участков, —
предполагает значительное усиление роли разъездных билетных кассиров:
раз на станции или остановочном пункте кассы нет, билет пассажиром
должен приобретаться в пути следования — непосредственно в электричке.

И, действительно, к чему содержать кассы, которые обслуживают за сутки
менее пятидесяти пассажиров? «Транском» привлекал к обследованию
пассажиропотока Институт социологических исследований и социологи
просчитали: 29,2 процента пассажиров электричек — льготники, которые
не платят за проезд вовсе и, соответственно, в билетную кассу не
заглядывают, 25 процентов — пенсионеры-петербуржцы, которые все лето и
вплоть до 31 октября ездят у нас бесплатно (за них должна будет
впоследствии рассчитаться городская администрация)… Из оставшихся
пассажиров — а это уже меньше половины — тоже порядка 50 процентов
ездят по абонементным билетам. Так что кассы обслуживают, продавая
обычные билеты, менее четверти от общего числа пассажиров.

Читать далее Октябрьская магистраль

Петербургский трамвай — старый и новый

Парадом старых трамваев отметил город 90-летие этого «электрического»
средства передвижения, самого близкого «родственника» нашей электрички.

Как мы уже сообщали, выставка, посвященная этому событию, была открыта
на прошлой неделе именно в Центральном музее железнодорожного
транспорта.
Трамвай был изобретен русским военным инженером Федором Пироцким в 1880
году, успешно прошел испытания, но долго не находил применения, так как
в Петербурге монопольным правом на наземные перевозки по рельсам
пользовалось акционерное общество, объединяющее владельцев конок.

Только 16 сентября (27-го — по новому стилю) 1907 года в нашем городе
открылось регулярное трамвайное движение. Первый трамвай (английского
производства) отправился от Александровского сада перед Адмиралтейством
по Конногвардейскому бульвару, Николаевскому мосту, 8-й линии до
Большого проспекта Васильевского острова. Вел трамвай академик Графтио,
ставший первым петербургским вагоновожатым.

На выставке в музее представлены макеты и фотографии трамвайных вагонов
с начала века и до наших дней. В честь праздника трамвайно-механический
завод восстановил восемь трамваев образца 1933 года и первых
послевоенных лет. 27 сентября машины-ветераны вновь встали в строй и
совершили ретро-рейсы по Петроградской стороне, Тучкову мосту,
Васильевскому острову, Университетской набережной, Конюшенной и
Театральной площадям.
Сегодня по Петербургу ходят 1200 трамваев, которые перевозят в год
четыре миллиона пассажиров.

Рассказ: На трамвайной остановке

Откуда-то сверху доносился тонкий девчоночий голосок:

— Ремонт!.. Ремонт!..
Граждане, ожидавшие на остановке трамвая, задирали вверх головы. Все
окна дома у остановки были закрыты.

Стоявшая на балконе пятого этажа девочка поднялась на цыпочки.

— А, да, вроде, девчонка, — заметил высокий гражданин средних лет.

Девочка кричала, как ей казалось, на всю ивановскую:
— Трамвая не будет! Ремонт путей!..

Кто-то из ожидавших:

— А может, и правда? Зря ждем?

Высокий, средних лет гражданин:

Читать далее Рассказ: На трамвайной остановке

«Этот новый старый трамвай»

Этот новый старый трамвайУшло в историю девяностолетие петербургского трамвая. Не все вместилось в
праздничные мероприятия. Лишь в ноябре был создан музей городского
электротранспорта. А недавно по улицам города вновь прошел
отреставрированный двухвагонный состав образца 1949 года (на снимке). Три
месяца велась кропотливая работа над восстановлением головного вагона.
Теперь он стает еще одним экспонатом нового музея.

Как сообщил директор музея городского электротранспорта Н.Кромин, создается
большая экспозиция натурных образцов, но, к сожалению, работники
троллейбусных парков, видно, в нем не заинтересованы или просто не
сохранили машины как довоенного периода, так и послевоенного.

Сейчас идет строительство закрытого помещения и предполагается, что в 1998
году, когда Петербургу исполнится 295 лет, музей откроет свои двери для
всех, кто любит историю города во всех областях, в том числе и транспорта.

Транспортный уикэнд

УИК-ЭНД НА ДВУХ КОЛЕСАХ

Что ни говорите, а приятно, все-таки, что родная Казань всячески
стремится поспеть за мировой цивилизацией, со всеми ее кажущимися
непонятными для обывателя, не изжившего в себе советские стереотипы,
причудливыми атрибутами. Молодежь «вертится» на стильных дискотеках,
катается на роликовых коньках; рекламные щиты и прозрачные трамвайные
остановки светятся яркими красками, а тут еще с шумом ворвались в
казанскую действительность обладатели металлических скакунов — байкеры.

Для многих байкеры пока в новинку, но милиция с ними уже пообвыклась. С
таким излюбленным занятием современных «кентавров», как групповая езда,
да еще без шлемов, было покончено сразу же. Думаю, не стоит упрекать
стражей правопорядка в излишней строгости: действуют согласно букве
закона, а на дорогах казанских и без байкеров аварий хватает. Так что
последним остается «отрываться» разве что под покровом темноты, да и то
на пригородных трассах. Впрочем, случаются торжественные случаи, когда
можно с помпой появиться во всей красе таково состоявшееся в конце лета
открытие «Рок-укола-96», на котором казанские байкеры, приглашенные
ведущим Валерием Колоколовым, профланировали по улице Баумана.

Читать далее Транспортный уикэнд

Реорганизация транспортного состава

Казанцы, наверное, уже заметили, что на линии вместо привычных глазу
двухсоставных поездов все чаще стали появляться одиночные трамваи.

Руководство трамвайнотроллейбусного управления, пересмотрев
существующие плановые задания по сбору доходов, приняло решение
оздоровить финансово-экономическое состояние пассажирского транспорта.
Другими словами, меньшим числом вагонов заработать больше, сэкономив
при этом электроэнергию и средства.

По мнению специалистов ТТУ, особенно в ранние и поздние часы суток, а
впрочем и днем иногда тоже, общественный транспорт ходит полупустым,
что в наше время — непозволительная роскошь. Конечно, один вагон,
создающий массу неудобств при большом скоплении народа, это не два.
Качество обслуживания населения несомненно снижается. Но на другой чаше
весов — гарантия экономии и увеличения сбора доходов, к чему и
стремятся инициаторы этого нововведения. Предполагается, что с
изменением количественного состава поездов ежемесячные доходы
предприятий пассажирского транспорта увеличатся не менее чем на 100
миллионов рублей.

Американский трамвай

С появлением трамваев ситуация изменилась коренным образом.
Транспортная революция произошла сразу во многих городах. Сначала
появились конки, затем лошадей сменила электрическая тяга
Предприниматели, которые делали бизнес на трамвайном транспорте,
акцентировали его «моральное влияние». Наконец-то, утверждали они,
рабочий, вынужденный жить в многоквартирном доме перенаселенного
центра, мог купить участок, построить себе дом и наслаждаться жизнью в
зеленом пригороде. Точно так же из пригорода он легко мог попасть в
центр, где располагались универмаги.

Одновременно с централизующим воздействием общественного транспорта,
который доставлял в магазин все больше горожан, появился новый источник
влияния на умы и желания людей — это были ежедневные газеты,
выпускаемые огромными тиражами. Универмаги, оплачивая рекламу в
газетах, тем самым способствовали успеху их деятельности и помогали им
сохранять материальную независимость, а следовательно, и свободу от
политических партий.
Точно так же, как развитие пригорода в конце XIX века связано с
историей трамвая, расцвет торговых центров неотделим от истории
рекламы. Пионеры в торговле были пионерами в искусстве и теории
рекламы. Например, владелец крупного универмага Р.Мейси энергично
занимался рекламой задолго до. того, как она стала неотъемлемой частью
коммерческой деятельности. Мейси использовал метод повтора, сочинял
плохие стихи, соединял сотни крошечных буковок для того, чтобы
изобразить на полосе свой фирменный знак — «звезду Мейси». Начиная с
1858 года он покупал целые газетные полосы под рекламу продаваемых им
товаров, а затем, чтобы обойти конкурентов, последовавших его примеру,
помещал рекламные объявления одновременно в 4-5 газетах.

В определенном смысле акт купли и продажи стал общественным, фактически
теперь каждый покупатель принимал предложение, которое делалось не
только ему, но и Другим покупателям, слышавшим или читавшим ту же
рекламу. Реклама стала характерным коммерческим явлением новой эпохи.
Как замечает Д.Бурстин, теперь уже речь шла о взаимоотношениях
рекламодателя и покупателя, а не заказчика и клиента. Покупатели же
стали лишь толпой, чьей главной силой являлись деньги. В новых условиях
покупателя убеждали в том, чтобы он стал не только завсегдатаем
магазина, но и членом потребительского сообщества. Ему предлагали то
же, что и всем остальным, а эти «остальные», как известно было и
рекламодателю, и покупателю, исчислялись миллионами.

Казанское метро останавливает транспорт

С 26 июля 1997 года закрывается движение всех видов
транспорта по улице Свердлова на участке от улицы Пушкина до улицы
Свердлова, 17. Оно приостанавливается на время строительства
метрополитена до начала 2000 года. Горожан будут обслуживать привычные
маршруты с небольшими изменениями, поэтому неудобств в связи с
закрытием центральной улицы Казани не будет. Маршруты движения
городского пассажирского транспорта изменены по следующей схеме:

троллейбусные маршруты NN 6, 8, 11, 12: ул.Свердлова — ул. Айдинова —
ул. Островското — ул. Пушкина — Щербаковский переулок ул. Свердлова с
остановочными пунктами «Айдинова» на ул. Свердлова, «Детский мир» на
ул. Островского, «Пл. Куйбышева» на ул. Пушкина, «Финансовый институт»
на Щербаковском переулке:

— автобусные маршруты NN 3в, 39: ул.Свердлова — ул. Айдинова — ул. Пр.
Кабанная с остановками

Читать далее Казанское метро останавливает транспорт

Уступи место в транспорте

Во многих транспортных средствах существуют специально отведенные места
для инвалидов. К сожалению, сегодня об этом часто забывают, хотя
известно, что каждый, у кого нет права на это место, должен встать,
когда вошел нездоровый человек. Горячо дискутируется, кто кому уступает
место. Единственное непреложное правило гласит: у пакетов и сумок нет
права покоиться на сидячих местах, когда стоят люди. Но у традиционных
советов типа: дети всегда уступают место взрослым, мужчина — женщине,
молодые пожилым есть свои противники. И здесь лучше действовать по
принципу «сильный слабому». Всегда, когда в общественном месте
пассажиру тяжело стоять, то тому, кто себя хорошо чувствует, будь он
даже старше, следовало бы предложить свое место, Такое поведение могло
бы существенно облегчить наше ежедневное общение друг с другом. Но
проблема-то как раз в том, чтобы именно так себя вести, и причины здесь
многообразны. Нам следует уделять побольше внимания окружающим нас
людям, это и требует определенных усилий. Мы должны спокойно воспринять
взгляд незнакомца, даже если он нам неприятен. Ничего не стоит с кем-то
заговорить. В конце концов, мы же не можем просто без слов взять под
локоть пожилую женщину и толкать ее по ступенькам вверх. К сожалению,
мы разучиваемся разговаривать друг с другом. Усталые, измученные, в
состоянии стресса, спешим по своим делам. Да к тому же другие же этого
не делают, а почему я должен? Значит, хватает причин, чтобы просто
игнорировать правила хорошего тона в общественном транспорте? Нет,
причины эти только для того, чтобы обратить на них побольше внимания.
Мы больше и больше обособляемся, становимся более одинокими и \ скоро
совсем разучимся разговаривать друг с другом. Поэтому стоит спросить:
«Может, я могу вам помочь?», «Вы бы не хотели сесть?», «Позвольте, я
отнесу ваш чемодан наверх?»

Трамвай и общество

Когда мы входим в помещение, от нас ждут слов «добрый день», когда
уходим, то принято прощаться словами «пока», «до свидания». На
транспорте от нас никто этого не ждет (закрытое купе поезда — нечто
другое). Но что мешает нам мило поприветствовать водительницу или
водителя, когда мы приобретаем билет? Ведь все-таки мы имеем дело не с
билетным автоматом. Неплохо еще на остановке приготовить по возможности
без сдачи деньги за проезд, чтобы не рыться в кошельке в автобусе.

Тут я обращаюсь к тем, кто применяет правила хорошего тона, только
когда ему это выгодно. Если, скажем, вы поможете кому-то при посадке и
выходе из вагона, то поезд, в котором едете и вы, отправится быстрее и
без помех. Если женщина мучается, поднимая детскую коляску в трамвай,
не увиливайте от того, чтобы быстро ее подхватить. Когда на остановке
несколько ожидающих, это следует сделать стоящему ближе всех мужчине.
Но если и я, женщина, вижу, что ни одна мужская рука не тянется помочь
(такое действительно случается) или я единственная поблизости, я с
удовольствием предложу свою помощь. Конечно, не потеряло силу
старомодное правило: мужчина помогает женщине, более молодой —
пожилому, А почему это правило нельзя использовать более широко? Даже
мужчине неудобно и сложно в большой толпе высоко поднять детскую
коляску. Почему бы не помочь ему?

Другой пример. Молодой человек лет восемнадцати, высокий, крепкого
телосложения, в отпуске повредил ногу (нога в гипсе). И теперь ему
нужно ехать домой на костылях и с багажом. И не найдется никого, кто бы
предложил ему вынести из вагона тяжелую сумку или помог при посадке.
«Такого не бывает», — возразите вы. Нет, бывает. Этот пример не
выдуман, такое действительно случилось с моим сыном. Хотя он молод и
силен, но травма сделала его более слабым по сравнению с сотнями
других, едущих вместе с ним, даже и пожилыми. Поэтому, оказывая помощь,
надо учитывать не только возраст и пол, но и придерживаться правила:
более сильный предлагает свои услуги более слабому, причем под силой и
слабостью понимаются не только физические показатели. Пятидесятилетняя
здоровая женщина по сравнению с двадцатилетним, но нездоровым молодым
человеком, вероятно, более сильная и может внести ему в вагон чемодан
или освободить ему место в метро.

АВТОБУС И ТРАМВАЙ» БЕЗУМСТВА КРАЙ?

Переполненные транспортные средства по перевозке пассажиров на ближние
расстояния — электрички, метро, автобусы и трамваи — место встречи
незнакомых людей. В главе «Границы — многие, слава Богу, падают» уже
упоминалось о необходимости в толпе соблюдать дистанцию по отношению к
незнакомцу. В таких местах мы особенно болезненно реагируем. Намного
быстрее, чем обычно, могут выплеснуться злоба, гнев и агрессия. Толстая
спортивная сумка, висящая через плечо другого человека, которую мы бы
даже не заметили на улице или при входе в плавательный бассейн, очень
мешает в тесноте, а острие зонтика становится прямо-таки оружием. Мы бы
избавились от соприкосновения с пакетами, полными покупок, и
чемоданами, уступая друг другу. Но так как это невозможно сделать, не
наступая на ноги рядом стоящему, нас это злит. А когда нам пробурят
локтями желудок или спину, мы стреляем глазами, как молниями, словно
взглядом можно убить. Здесь помогут только взаимное внимание и
уважение. Поразмышляйте над тем, что вам самим мешает в этой ситуации,
и тогда вы сумеете каждый раз выходить из затруднительного положения.
Большую сумку, пакеты или кейсы с бумагами можно защемить собственными
ногами, зонтик держать острием вниз, локти прижать к туловищу и, если
приходится стоять, крепко держаться, чтобы не падать при каждом
торможении на соседа. Само собой 1 разумеется, мы никому не чихаем и не
кашляем в лицо, и желательно извиниться, когда мы, несмотря на все меры
предосторожности, все же кому-то помешали.

Установка, что в толпе незнакомых людей можно делать все, что угодно,
не намного продвигает нас на пути к приятному общению друг с другом.
Если от вас потребуют, буравя взглядом: «Хам, освободи мне немедленно
место», вряд ли вы захотите это выполнить. И совсем другую реакцию
вызовет иная формулировка: «Вы не уступите мне на некоторое время свое
место? У меня в ногах слабость». Сегодня в автобусах и вагонах метро
людям приходится все теснее придвигаться друг к другу, поэтому
необходимо проявлять больше чуткости. И если все будут дружелюбно
настроены, это разрядит напряженную атмосферу и позволит нам легче
переносить тесноту.

Практическая безопасность в трамвае часть вторая

Кто скажет, почему а оперативных сводках ГАИ на первом месте
еженедельно стоит одна и та же строка «наезды на пешеходов»? Почему все
чаще на обочинах дорог появляются букеты цветов, обозначающие место,
где под колесами погиб человек? Неужели татарстанские водители
совершенно разучились ездить или улицы наших городов стало просто
невозможно перейти по причине перегруженности транспортными средствами
и плохой организации движения?

Конечно, автомобильный парк Казани растет буквально день ото дня, и
уличная сеть начинает задыхаться. Очевидно, что городу хронически не
хватает качественного уличного освещения, регулируемых перекрестков,
дорожной разметки. И так далее, и тому подобное.

Однако у названной вначале проблемы есть одна неочевидная для
большинства сторона, а именно — пешеход. Пешеход как участник дорожного
движения. Основные его обязанности закреплены в восьми статьях Правил
дорожного движения, но кто из «безлошадных» пешеходов в них заглядывал?
Не случайно говорится, что самый грамотный пешеход — это опытный
водитель, и наоборот.

Вот мы и подошли вплотную ко второй части (не главной ли?) ответа на
вопрос, почему так часто страдают на дороге пешеходы. Не знают, не
думают, не умеют предвидеть и не боятся административного наказания по
причине отсутствия иного предмета нарушения, кроме собственной головы и
ног. Упаси Бог заставить всех сегодня же купить книжку Правил дорожного
движения и зубрить ее как «Отче наш», на сон грядущий или узаконить
отсидку неплатежеспособных пеших нарушителей в «кутузке». Пойдем другим
путем. Читайте эту рубрику, и мы постараемся излагать не скучно и
только то, что полезно. Если вас самих не заинтересует, передайте
ребенку — будет неплохим дополнением к «сказке» о светофоре.

Урок первый Водитель может вас просто не видеть

Самое распространенное заблуждение человека, переходящего дорогу,
состоит в том, что водители его видят. Да, пребывание за рулем
средства, представляющего повышенную опасность для окружающих,
накладывает определенные обязательства, но нигде не сказано, что
водитель должен быть многоглазым, многоруким и многоногим существом,
обладающим к тому же быстродействием современного компьютера. За рулем

Читать далее Практическая безопасность в трамвае часть вторая

Трамвай — практическая безопасность

ПРАКТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Урок 2.

Когда водитель вас видит, но ничего уже сделать не может

Практика показывает, что подавляющее число ДТП с участием пешеходов
возникает по их собственной вине. Поговорка «дурная голова ногам покоя
не дает» часто приобретает на дороге буквальный смысл и, самое
печальное, оборачивается тяжелыми последствиями.

ИТАК, ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ.

Ситуация первая. Перейдя половину проезжей части, пешеход
останавливается на разделительной полосе, чтобы пропустить транспорт,
идущий справа. Внезапно, увидев автомобиль, движущийся практически
вплотную к разделительной полосе, пешеход делает шаг назад…

Водитель, двигавшийся слева, видел пешехода, даже снизил скорость, но
не ожидал, что тот внезапно сделает шаг назад, прямо ему под капот. В
лучшем случае водитель попытается уклониться вправо и, скорее всего,
совершит столкновение с соседней машиной.

Разумный выход здесь таков: не стоит рассчитывать на возможность
отстояться на разделительной полосе, лучше дождаться уменьшения потока
транспорта и спокойно перейти с тротуара на тротуар. Если поток плотный
и постоянный, не рискуйте, идите по тротуару к ближайшему обозначенному
пешеходному переходу. Но уж если вы, переходя улицу, вынуждены
остановиться на разделительной полосе, не делайте шагов назад, не
оглянувшись влево! Стойте спокойно: и водитель слева, и водитель справа
вас видят и сбивать стоящего человека ни в коем случае не будут.

Читать далее Трамвай — практическая безопасность

Трамвайное депо сгорело

В ночь со вторника на среду в Казани полностью сгорело здание филиала
трамвайного депо N 1, что на улице Ершова.

Пожар в здании заметил около полуночи случайный прохожий. Пожарная
команда уже через четыре минуты прибыла по вызову. Спустя два часа
удалось локализовать пожар, благодаря чему огонь не перекинулся на
другие помещения. Еще через час пожарники справились с огнем.

В главном управлении пропаганды пожарной охраны корреспонденту «ВиД»
сообщили, что пострадавших не было. Пламя тушили 34 единицы пожарной
техники. Из пекла удалось спасти 5 из 7 ремонтных автомашин, сгорели
также два списанных трамвая. По предварительной версии, возгорание
произошло из-за неисправности проводки.

Причину возгорания депо, не дожившего до своего столетия всего год,
выяснит специальная комиссия. Депо устарело и уже несколько лет не
использовалось по назначению — здесь лишь проводились ремонтные работы
и хранились запчасти.

Коллекционеры трамваев

Коллекционеры бывают разные. Известны собиратели произведений живописи
и других предметов искусства, спичечных этикеток, книг, зажигалок… На
западе есть коллекционеры трамваев, поездов или локомотивов с вагонами,
много коллекционеров автомобилей (кстати, последние появились теперь и
у нас). В общем, несть им числа, всем и всяческим коллекционерам. С
одним из них я и решил побеседовать. Знакомьтесь: Александр Курушин —
член общества филателистов с почти 30-летним стажем.

— Начал я с марок на тему спорта, — рассказывает Александр Михайлович.
Сам в юные, затем в студенческие годы занимался легкой атлетикой. В
60-70-е годы пришло увлечение космической филателией. Было интересно
рассматривать «визитные карточки» разных стран с изображением
космических аппаратов, картами Луны и Марса, портретами космонавтов…
С этими коллекциями участвовал в нескольких всесоюзных выставках и даже
получал призы. Потом появилось желание иметь на марках, конвертах
космической тематики автографы космонавтов.